Национальное дело – это дело всего народа и дело каждого гражданина; это коренной интерес всего народа и гражданства, совесть каждого из нас...
Иван Дзюба, украинский литературовед, критик, общественный деятель, диссидент

Куда следовал аргентинский кокаин…

...на Смоленскую площадь или в Кремль?
7 октября, 2020 - 20:41

Материалы о поставках кокаина в Россию через российское посольство в Аргентине, опубликованные расследовательским центром «Досье» и интернет-изданием The Insider, основанные на данных аргентинского следствия, не оставляют сомнений в том, что российский посол в Аргентине и другие высокопоставленные дипломаты были активными организаторами кокаинового наркотрафика, а российские власти делают все, чтобы виновные в контрабанде ушли от наказания. Для этого приходится не обращать внимания на собранные улики, ставить помехи следствию и даже организовывать хакерские атаки.

Вернемся почти на два года назад. 22 февраля 2018 года министр внутренних дел Аргентины Патрисия Буллрич заявила, что Аргентина вместе с Россией завершила расследование в отношении преступной группировки, которая «использовала или пыталась использовать дипломатическую почту России для контрабанды». Министр оценила задержанный груз (389 кг кокаина) в 50 млн. долларов. Но такая сумма получается только при реализации указанной партии в розницу. А поскольку посольские торговали оптом, то более реалистичной является оценка в 11 млн. долларов. По версии Москвы, российский посол в Аргентине Виктор Коронелли (его после аргентинского скандала перекинули послом в Мексику, ближе к конечной точки наркотрафика) связался с Буллрич поздно вечером 13 декабря 2016 года и пришел на встречу «в сопровождении трех сотрудников ФСБ». Он заявил, что в помещениях посольства, как он подозревает, находятся наркотики. Аргентинская полиция посреди ночи будто бы сумела достать 389 кг муки, заменила ею обнаруженный кокаин и установила слежку за чемоданами.

Вывезти чемоданы пытался сотрудник аргентинской полиции, выходец из России Иван Близнюк. Вторым арестованным стал его подельник, Александр Чикало, президент «клуба меценатов Латинской Америки». Вскоре в Россию был экстрадирован проживавший в Германии Андрей Ковальчук, которого называли организатором поставки кокаина. С ноября 2019 года судебные заседания по избранию ему меры пресечения в России переведены в закрытый режим. Из сотрудников российского посольства был арестован только завхоз Али Абянов. Москва утверждает, что он был уволен из посольства еще 16 августа 2016 года. Но тогда непонятно, как Абянов смог в декабре перенести криминальный груз в прилегающую к посольству школу. А вот рапорт о подозрительных чемоданах был составлен «замначальника управления ФСБ по борьбе с наркотиками С. Муравьевым» уже в октябре 2016 года. Но посол почему-то выжидал еще полтора месяца, прежде чем поставить в известность аргентинские власти.

Над Ковальчуком в преступной группировке стоял Константин Лоскутников (также называющий себя барон фон Босснер). Он – глава «Клуба православных меценатов» в Берлине, но следствие почему-то не заинтересовалось им. Аргентинцы почти год выжидали, выясняя схему, по которой наркотики будут вывозить из посольства Близнюк и Ковальчук. Близнюк, будучи также преподавателем Высшего Института МВД автономного города Буэнос-Айреса, организовывал дружеские поездки аргентинских полицейских на конференции по обмену опытом в Россию. Во время такой поездки он собирался вывезти кокаин на самолете официальной делегации. Близнюк организовывал подобные поездки и в предыдущие годы, но была ли на них контрабанда, аргентинское следствие не сообщает. Он называл себя «представителем по связям с российским посольством» и действительно был вхож в российское посольство и даже имел знакомых в центральном аппарате МИД РФ.

Андрей Ковальчук планировал с помощью Близнюка доставить «свои личные чемоданы» в Россию диппочтой. Согласно официальному следствию, он это делал, «обманывая российских дипломатов». 22 мая 2017 года Близнюк написал письмо начальнику полиции безопасности аэропортов Аргентины Алехандро Гриота и пригласил его в Россию, подписавшись «представителем по связям с посольством России». 13 июня Гриот успешно посетил Краснодарский университет МВД РФ, где ему вручили диплом и медаль. Гриота сопровождал в поездке Близнюк, который задержался в России до 15 июля «для встречи в Петербурге с Константином (Босснером)». Они не знали, что все их действия уже контролируются и записываются аргентинскими полицейскими, которые позволили осуществить контролируемый перевоз наркотиков только тогда, когда к этому были готовы, а во время первых двух поездок под разными предлогами вывезти кокаин не дали. По договоренности аргентинского следствия с российским посольством, дипломаты в последний момент изобретали предлоги, мешая контрабандистам забрать чемоданы. В результате чемоданы с мукой в упаковке, похожей на диппочту, перевозили самолетом RA-96023 специального лётного отряда «Россия» (им обычно пользуется секретарь Совбеза России Николай Патрушев).

Но расследователи из «Досье» и The Insider склоняются к мысли, что на самом деле кокаин в посольстве обнаружили не сотрудники посольства, а полиция Аргентины, вскрывшая давно существующую схему наркотрафика через диппочту. Но после переговоров на политическом уровне Москве удалось убедить Буэнос-Айрес замять скандал и сделать козлами отпущения рядовых исполнителей. Так, Буллрич отмечала, что «наркотик поступил из Колумбии, и, как нам представляется, он мог покинуть эту страну с дипломатической почтой, и можно представить, что он мог попасть в (Аргентину) таким же образом». В марте 2020 года суд в Аргентине отказали Александру Чикало в освобождении под домашний арест, еще раз напомнив, что банда «собиралась использовать диппочту для перевозки наркотиков». Что еще важнее, Абянов, признал, что упаковывал и «просил упаковать» чемоданы Ковальчука как диппочту еще в 2012 и 2014 годах.

Первый такой чемодан был вывезен через Уругвай на грузовом самолете, два других — на военном самолете в Россию. Абянов утверждает, что думал, что там «вино, кофе и печенье», но то же самое Абянов говорил и по поводу последних 12 чемоданов Ковальчука. В перехваченном разговоре Чикало и Близнюк обсуждают, что раньше контрабанда шла через Уругвай и удивляются, почему маршрут изменился. При этом слово «кокаин» не употребляют, заменяя его «гречкой», «коньяком», «шкурами» и «картиной», опасаясь прослушки («американцы всех слушают»). 11 октября 2017 года Чикало заявил Близнюку (тогда попытки вывоза сорвались уже несколько раз, и оба волновались, что их сделают крайними), что однажды обнаружил диски для отбивания запаха в чемоданах, которые ему оставлял Ковальчук. В тот же день они обсуждают план перевозки чемоданов диппочтой и упоминают, что до того как Ковальчук «поссорился с послом», он уже регулярно провозил наркотики таким образом.

Аргентинская полиция не сомневается, что то все участники цепочки прекрасно знали, что перевозят именно кокаин. Еще в конце 2018 года колумбийское издание Semana опубликовало расследование «Дипломатические наркочемоданы», содержавшее интервью с анонимными аргентинскими следователями, недовольными тем, что крупные фигуры избежали ареста и суда. Они утверждали, что практика наркотрафика в российской диппочте является общей и для других латиноамериканских стран. Один из следователей жандармерии Аргентины заявил: «Дипломатические чиновники среднего звена, такие как Абянов и другие задержанные, не могли провести операцию такого масштаба. В том, что касается объема — 400 кг, очевидно, что происходило это не в первый раз, потому что торговцы наркотиками не рискуют отправлять первую партию такого объема, если они не уверены, что она достигнет места назначения. Кроме того, в деле не обвиняются другие должностные лица, которые явно были причастны, и это потому, что они не были простыми дипломатами из посольства. По крайней мере, один из них работает в СВР». Посол Коронелли, в рамках достигнутых с Аргентиной договоренностей, «сдал» полиции Близнюка и Чикало.

А 21 мая 2018 года была произведена хакерская атака из России на сервера Полиции по безопасности аэропортов, Аргентинской морской префектуры, Национальной жандармерии Аргентины и Министерства безопасности с целью получить информацию о расследовании в отношении России. Абянов, Близнюк и Чикало не смогли бы организовать такую атаку.

20 декабря 2016 года, всего через шесть дней после того как Коронелли якобы по своей инициативе связался с МВД Аргентины, в Москве был убит Петр Польшиков, чрезвычайный и полномочный посол, главный советник департамента Латинской Америки МИД России, до этого — начальник отдела этого же департамента. МИД России потребовал не связывать убийство с кокаиновым скандалом и назвал убийство «несчастным случаем, не связанным со служебной деятельностью погибшего». Но Польшиков был застрелен выстрелом в голову, причем пистолета рядом с телом не нашли, а убийство до сих пор не раскрыли.

Самое интересное в этой истории это то, что Россия, как кажется, способна заставить замять скандал, связанный с ее официальными лицами, даже такую страну, которой Москва прямо не угрожает и для которой торговля с Россией не имеет существенного значения. Самым же интригующим вопросом является то, была ли контрабандная схема организована по собственной инициативе какими-то высокопоставленными чиновниками МИД РФ, или она создана по команде из Кремля и курируется российскими спецслужбами. И сейчас все больше накапливается фактов в пользу второй версии. Мидовцы вряд ли смогли бы организовать хакерскую атаку на аргентинскую полицию.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ