Принимающий зло без сопротивления становится его пособником
Мартин Лютер Кинг, лидер движения в борьбе против расизма, награжден Нобелевской премией мира 1964 года

Бесценный дневник

В Музей Голодомора передали блокнот свидетеля геноцида 1932—1933 годов

Тетрадь под названием «33-й год» чудом уцелела в архивах КГБ.  Ее автор — Лаврентий Нечипоренко, учитель физики из Боярки Киевской области. В 1960-х годах решил в простой школьной тетради записать свои воспоминания о пережитом в детстве Голодоморе-геноциде на родной Житомирщине.

«Свое произведение он назвал «33-й год». Очевидно, что в Советском Союзе он не мог нигде опубликовать свои воспоминания.  Вместе с коллегой, учителем из соседней школы Иваном Коваленко, они решили издать дневник самиздатом.  Это дело было рискованное, ведь угрожало издателям репрессиями и сроками в советских концлагерях, — уточняют на сайте Музея Голодомора.  — Некоторое время дневник сохранялся у Ивана Коваленко.  Он должен был завершить его редактирование и набрать его на пишущей машинке.  С 1968 года КГБ начало слежку за Иваном Коваленко, а в 1972-м его арестовали «за изготовление и распространение антисоветских материалов».  Коваленко отсидел в советских концлагерях почти 6 лет.  Все рукописи из дома Коваленко были конфискованы, вместе с тем был конфискован и дневник Нечипоренко».

К счастью, дневник сохранился до настоящего времени среди конфискованных вещей в архиве КГБ.  В 1996 году все рукописи СБУ вернула Ивану Коваленко, а вместе с ними — дневник Лаврентия Нечипоренко.  До последнего времени ценный блокнот хранился в семье Ивана Коваленко.  Вчера, 23 ноября, Мария Кириленко (дочь Ивана Коваленко) передала дневник Лесе и Александру Нечипоренко (внучке и сыну Лаврентия Нечипоренко).  В свою очередь родные автора передали тетрадь на постоянное хранение в Музей Голодомора.

«Это уязвимый экспонат, эта простая школьная тетрадь, написанная обычной чернильной ручкой, могла исчезнуть. А это история семьи Нечипоренко, Коваленко и одновременно история Украины.  Эти свидетельства, поразительные факты, которые долго блуждали по трущобам КГБ, вернулись в семейный архив, чтобы найти свое пристанище в музее.  Я горжусь, что наша семья приобщена к этой истории, призываю быстро оцифровать эту тетрадь и издать, потому что это материалы и свидетельства, которые должны быть доступны каждому украинцу, который помнит свою историю, — отметила Мария Кириленко.  — Надо знать историю своего народа, об этих трагических и ужасных ее страницах».

Этой акцией Музей начинает массовый сбор свидетельств, реликвий, фотографий семей, которых не обошел Голодомор 1932—1933 годов.

Инна ЛИХОВИД, «День», фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів