Когда у нации нет вождя, тогда вожди ее - поэты.
Евгений Маланюк, украинский писатель, поэт, культуролог-энциклопедист, публицист, литературный критик

Львовский погром и уроки для украинцев

27 ноября, 2020 - 10:27

Сложности в этой невероятно деликатной теме начинаются уже с самого названия. Ведь когда мы говорим о погроме, который состоялся во Львове в течение нескольких недель (с пиком 22-23 ноября) 1918 года, то говорим о «еврейском погроме». Но уже сама эта фраза звучит так, будто это евреи устроили погром, вместе с тем действительность была абсолютно противоположной - на самом деле это евреев громили.

Существовал соблазн назвать этот текст «польский погром во Львове», но это тоже в значительной степени упрощало бы историю и уже из заголовка направляло негативный сигнал - на этот раз о поляках. Поэтому мне кажется, что уместнее употреблять формулировку «львовский погром», ведь в известной степени те ноябрьские дни 1918 года стали не только трагедией для еврейской общины города, но и концом Львова - по крайней мере иллюзий и мифов о его многовековой толерантности.

В этом контексте мне кажется чрезвычайно метким название, которое польский исследователь Гжегож Гауден выбрал для своей книги о том ужасном событии: «Львов: конец иллюзий. Рассказ о ноябрьском погроме 1918 года». Эта книга вышла в прошлом году в Польше и наделала там много шума, а самого Гаудена определенные праворадикальные круги яростно критиковали и называли едва ли не предателем родины.

Конечно, он же замахнулся на Львув, на желанный и лелеемый образ столицы польских Кресов, показал преступления, которые совершали поляки, доказал, что это именно поляки (не только воины, но и гражданское население города, в том числе и элита) в те дни нападали на евреев, глумились, издевались, грабили и убивали. Националисты и так называемые «кресовые круги» увидели в этой книге покушение не просто на патриотический миф об «орлятах», защитниках Львова, но и в целом на польскую честь и воинское достоинство. Вместе с тем эксперты, журналисты и исследователи за эту книгу наградили Гжегожа Гаудена премией влиятельного журнала Polityka.

Совсем недавно книга Гаудена увидела свет на украинском языке во львовском издательстве «Човен» (перевод Андрея Павлышина). По случаю выхода украинского издания хочу поделиться как бы между прочим соображениями. Начну так: с одной стороны, хорошо, что эту книгу написал поляк, ведь если бы это сделал украинский автор, публикацию неизбежно бы обвиняли в тенденциозности. С другой стороны, во время исследований для написания книги Гауден пользовался преимущественно львовскими архивами, открыл там множество неизвестных до сих пор документов и дневников, отсюда вопрос: а где же наши исследователи, профессиональные историки, студенты и преподаватели, целые институты? Вопрос риторический.

Но главный вопрос в том, сможет ли украинский читатель качественно «переварить» эту книгу, правильно ее интерпретировать. Можно не сомневаться, что книга «Львов: конец иллюзий» вызовет небывалый ажиотаж у патриотической украинской общественности (в частности во Львове), заинтересует профессиональную среду историков и, возможно, политологов. И принципиально важно, чтобы рецепция этой книги не ограничилась злопыхательством и криком «Видите, это все поляки виноваты!».

Ведь, по-моему, Гауден не только показывает нам, что в те страшные ноябрьские дни преступления во Львове совершали поляки, но и дает нам всем - современникам - урок патриотизма. Потому что быть патриотом - это не только расхваливать героические страницы прошлого и гордиться победами; быть патриотом - это также умение видеть свои недостатки и огрехи, адекватно и без романтического пафоса оценивать исторические события, а где надо - признавать собственные преступления и называть преступников преступниками, даже если речь идет об украинцах (или в случае автора книги - поляках).

Надеюсь, что именно так эту книгу «прочитает» украинский читатель, а в итоге еще и спросит себя: где украинские книги об украинских преступлениях? Ведь нет народов исключительно благородных, ведь и на нашей совести, несмотря на то, что нам так комфортно считать себя постоянными жертвами, есть не один грех... Смелость признать это и говорить откровенно на сложные темы - признак зрелости. Читая книгу Гаудена, я постоянно думал: а готовы ли мы положить конец собственным иллюзиям?

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ